Комментарий ГУ ИЭС
к одноименной статье "РосБизнесКонсалтинг", 27.09.2012 г.

Материал статьи противопоставляет Россию, обладающую большими
запасами нефти и газа, технологически развивающемуся прогрессивному
миру. Мол, у нас нет подходящих условий для развития электротранспорта,
как в силу высокой доступности углеводородного топлива,
так и в силу недостаточно высокой заинтересованности государства
и общества в заботе о чистоте окружающей среды. Автомобили
на аккумуляторах слишком дороги и неудобны, чтобы стать
предметом широкого спроса в России.
Такая постановка вопроса справедлива лишь отчасти.
Во-первых, технологии хранения электрической энергии постоянно
развиваются. Это развитие, как и во многих других областях
современной техники, связано с использованием наноразмерных
структур. В частности, подобный прием позволил использовать
в качестве катодного материала литий-железофосфат, что привело
в середине 2000-х годов к появлению серийно выпускаемых
сравнительно дешевых LiFePO4-аккумуляторов с недостижимым
ранее сочетанием показателей цены, циклического ресурса,
взрыво- и пожаробезопасности. Вполне вероятно, что дальнейшее
развитие аккумуляторных технологий сделает электромобиль
более доступным по цене, более удобным с точки зрения запаса
хода и скорости зарядки батареи.
Во-вторых, электродвигатель, независимо от источника электроэнергии,
имеет ряд неоспоримых преимуществ перед ДВС - в частности,
отсутствие расхода топлива на холостом ходу, постоянный
крутящий момент начиная с трогания, возможность рекуперации
энергии при торможении. Использование аккумулятора - это
лишь один из способов обеспечить электродвигатель энергией.
Существуют и такие источники электроэнергии как топливные
элементы, для которых создание достаточного запаса топлива
на борту не представляет особой проблемы, равно как и заправка
опустевшего бака. Даже если не рассматривать такую далекую
перспективу, как использование водородных элементов, выбросы
в атмосферу при использовании в топливном элементе углеводородного
носителя будут состоять из пара и углекислого газа. Оба
компонента в известных пределах являются абсолютно безвредными
для воздушной среды.
Двигатель внутреннего сгорания - великое изобретение, которое,
безусловно, еще долго будет служить человечеству в самых
разных условиях, однако переход на электродвигательную установку
в легковом транспорте представляется вопросом ближайших
десятилетий, вряд ли у России есть большие шансы всерьез
отстать в этом переходе от иных стран, являющихся сейчас
лидерами в области производства и потребления легковых электромобилей.
И государственная поддержка здесь мало что может изменить
- ведь если технология привлекательна, то она находит своего
потребителя везде. Струйные и лазерные принтеры пришли на
смену матричным, GPS-навигаторы заменили нам атласы автомобильных
дорог - всё это случилось без федеральных целевых программ.
23.04.2014 г.
Руководитель экспертно-аналитического управления
по новым энергетическим технологиям Института энергетической
стратегии, к.т.н.
Василий Тиматков
|