
Российская "Роснефть" и американская Chevron подписали 17 июня соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку Западно-Черноморского лицензионного участка, который включает месторождение Вал Шатского. Ресурсы лицензионного участка составляют 858 млн т нефти, из них рентабельны для извлечения - около 180 млн т.
Комментарий ГУ ИЭС
Разработка месторождения Вал Шатского является проектом
с достаточно большими рисками. Еще в 20022003 гг. компания
Total пыталась участвовать в разработке российского сектора
шельфа Черного моря на Валу Шатского (вместе с ЮКОСом) и
в геологоразведке на Туапсинском прогибе (с "Роснефтью").
Однако потом французская компания вышла из проекта именно
по причине его высоких рисков.
Оценки геологов выглядят довольно пессимистично. Дело в
том, что работу на месторождении осложняют большие глубины
районов с предполагаемыми залежами нефти. Так, работы будут
вестись на двух поисковых скважинах (одна из них находится
в районе Новороссийска, вторая в районе Туапсе) на глубине
моря на участках 1,2-2 км.
Chevron в этом месторождении заинтересовало главным образом
его выгодное географическое положение. Вблизи находится
достаточно хорошо налаженная морская инфраструктура для
осуществления поставок нефти и нефтепродуктов. Более того,
в непосредсвенной близости планируется строительство нефтепровода
Самсун Джейхан (рис. 1). Что касается нефтеперерабатывающих
мощностей, имеется Туапсинский НПЗ, принадлежащий той же
"Роснефти".
Источник: www.neftekarta.ru.
Рис. 1 Географические и инфраструктурные условия вблизи месторождения Вал Шатского
Помимо высоких технологических и геологических рисков сложность
заключается в необходимости достаточно больших инвестиций
в проект. Так, финансирование на начальной стадии геологоразведки
(которую возьмет на себя Chevron) составят порядка 100 млн
дол.: до 2014 г. будут пробурены две скважины. Общие инвестиции
в проект на этапе геологоразведки могут достигнуть1 млрд
дол.
При этом вряд ли российское правительство пойдет по пути
снижения налоговой нагрузки и предоставления налоговых преференций,
несмотря даже на очень высокую капиталоемкость проекта.
Судя по тому, как подобные меры выражаются в значительных
объемах недополученных средств в бюджет страны (на примере
модели пошлин для месторождений Восточной Сибири). С другой
стороны, у таких транснациональных компаний как Chevron
есть денежные фонды для таких, в определенной степени, высокозатратных
и высокорисковых проектов: компания заявляла о том, что
у нее имеется возможность привлечения средств под приемлемые
проценты.
Заметим, что тут существуют и конъюнктурные риски. Шельфовая
добыча на новых месторождениях рентабельна лишь при цене
барреля начиная от 70-80 дол. (сейчас - около 78 дол.).
Однако согласно прогнозам (прогноз ГУ ИЭС, на 01.01.2010
г.) к началу получения первых объемов нефти (2014-2015 гг.)
цена на нефть не опустится ниже 80 дол./баррель.
Между тем, для американской компании участие в разработке
Вала Шатского, если даже и не окажется удачным, является
своеобразным пропуском в Россию и может дать возможность
для участия в новых проектах на территории страны.
22.06.2010 г.
Эксперт-аналитик ГУ ИЭС А.Д. Степанов
|